Язык важнейшее достояние общества которое необходимо беречь ошибка

Зайти на Центр дистанционной поддержки обучения РГПУ им. А. И. Герцена

Логин

Пароль

Забыли пароль?

Русский ‎(ru)‎


Русский ‎(ru)‎


English ‎(en)‎

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Картина Ватто «Капризница» отличается изысканным колоритом: изумительный по богатству оттенков глубокий чёрный цвет платья дамы выделяется на фоне серебристого, наполненного воздухом пейзажа.

2) Ф.И. Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.

3) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, закрывавших небо.

4) Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба.

5) Когда смотришь на памятник М.Ю. Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

6) Лесные поляны покрыты яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.

7) Не увидев своих лошадей, я поинтересовался, где они.

8) И.С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

9) Проводя специальную тепловую обработку продуктов, удлиняется срок их хранения и снижается риск заражения различными инфекциями.

(Микс на основе сборника Цыбулько-2022)

Найдите и исправьте грамматические ошибки, определяя их тип. 1.Я восхищаюсь героями повести, всегда приходящим на помощь. 2.Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться. 3.Сразу же по приезду в столицу известный спортсмен встретился с журналистами. 4.В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение. 5.Те, кто не знали слова песни, молча раскрывали рот. 6.А.С.Пушкин в свое время поразился о том, что даже пословицы и поговорки народ оснащает рифмой. 7.Составляя предложение, мне было сделано замечание. 8.Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер. 9.Надо помогать детям расти и проявить свои таланты. 10.Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми. 11.Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нем. 12.Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета. 13.И.С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние». 14.По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. 15.Для нас как интересен

Типы ошибок в задании 8

  1. неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом

  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  4. неправильное построение предложения с косвенной речью

  5. неправильное построение предложения с однородными членами

  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  7. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

  8. нарушение в построении сложного предложения

  9. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом:

Дательный падеж – только КОМУ, ЧЕМУ!!!

  • Производные предлоги – СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР сочетаются только с Дательным падежом!

  • Производные предлоги ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИЛЁТЕ, ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ИСТЕЧЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ – запомнить!

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:

Приложение – название (газеты, фильма, книги, спектакля, магазина и т.п.), которое может употребляться как с кавычками, так и без них.

Журнал «Мурзилка», гипермаркет «Лента», роман «Анна Каренина»

  • Если несогласованное приложение стоит с определяемым словом, то мы используем его в Именительном падеже.

Я прочитал произведение «Анна Каренина».

Мне купили газету «Комсомольская правда»

Поздравляем с праздником Восьмое марта!

  • Если в несогласованном приложении нет определяемого слова, то используем необходимый падеж, как при склонении существительных:

Я прочитал «Анну Каренину».

Мне купили «Комсомольскую правду».

Поздравляем с Восьмым марта!

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:

Несовпадение форм единственного и множественного числа у подлежащего и сказуемого.

Ошибка: Все, кто хотел поехать, отправился в путь.

Правильно: [Все, (кто хотел поехать), отправились в путь].

  1. Неправильное построение предложения с косвенной речью:

Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». А: «П».

«Краткость – сестра таланта», — говорил Чехов. «П», — а.

Чехов говорил, что краткость – сестра таланта.

Ошибка: Путники решили, что я лучше пережду дождь в селении.

Правильно: Путники решили, что лучше переждать дождь в селении.

Ошибка: Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

  1. Неправильное построение предложения с однородными членами:

Он красив и высокий.

Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:

Причастие – форма глагола с суффиксами УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-, -ОМ—ЕМ-, -ИМ-, -НН-, -Т-, -Н-(для кратких причастий), обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию.

Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Выделяется запятыми на письме, если находится после определяемого слова.

Книга, найденная мною, возвращена на место.

Причастный оборот не выделяется запятыми, если находится перед определяемым словом:

Найденная мною книга была возвращена на место.

Ошибка: Я долго разговаривал с авторами, написавших эту статью.

Правильно: Я долго разговаривал с авторами, написавшими эту статью.

Ошибка: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной площади серыми плитами.

Правильно: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной серыми плитами площади.

  1. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное к основному действие, отвечающая на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? ЧТО СДЕЛАВШИ? Суффиксы –А-/-Я-, -В-, -ВШИ-/-ШИ-. Делая, умирая, сбежав, удивившись.

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. И основное, и добавочное действие должно выполнять одно и то же лицо!!!

Ошибка: Подъезжая к вокзалу, с меня слетела шляпа.

Правильно: Подъезжая к вокзалу, я заметил, что с меня слетела шляпа.

Ошибка: Наслаждаясь тёплым летним днём, ощущается запах трав.

P.S. Кто наслаждается тёплым летним днём? А кто ощущает запах трав? Не забываем – нужно одно и то же действующее лицо!

Правильно: Когда наслаждаешься тёплым летним днём, ощущается запах трав.

  1. Нарушение в построении сложного предложения

  • неправильное употребление союзов, находящихся на стыке простых предложений в составе сложного:

Ошибка: Размышляя о значении литературы, понимаешь что насколько серьёзно она на нас влияет.

P.S. Придаточная часть может быть присоединена к главной при помощи только одного союза!

  • неоправданное повторение союзов:

Ошибка: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, которые приехали в него в 1995 году, который стал для них настоящим испытанием.

  • употребление союза ЧТО при наличии частицы ЛИ:

Ошибка: Мы не услышали, что пришёл ли он на условленное место.

  • ошибочная постановка указательного слова в главное предложение:

Ошибка: Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. Я считаю то что ты не прав.

  1. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм:

Формы глаголов в предложении должны совпадать по виду и времени.

Ошибка: Всю ночь идёт снег и прекратился утром.

Правильно: Всю ночь шёл снег и прекратился утром.

Ошибка: Родители и дети должны научиться понять и уважать интересы друг друга.

Правильно: Родители и дети должны научиться понимать и уважать интересы друг друга.

Ошибка: Когда наступает весна, потекли ручьи.

Правильно: Когда наступила весна, потекли ручьи.

Вспомним прекрасное стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева, не потерявшее актуальность в наши дни. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о вели­кий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Русский язык – это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык — это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках че­ловечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком?

Никто не может заставить человека говорить правильно, ярко, точно, выразительно, если он сам этого не хочет. Но помочь человеку понять, почему он должен стремиться к овладению всеми тонкостями речи, — это долг каждого, кому дорог наш язык. Л. Н. Толстой говорил: «Слово — дело великое. Ве­ликое потому, что словом можно соединить людей, сло­вом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Со­ветский писатель А. Н. Толстой справедливо считал, что «обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А И. С. Турге­нев призывал: «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние…»

Конечно, есть такие скептики, которые считают: «Как сказал — так и ладно. Все равно поймут»! Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие «неувязки» выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на своем собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрым правилом «все равно поймут». Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь — не­правильно и поступишь. Значит, культура речи не лич­ное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость. 

Что же такое культура речи? В узком лингвистиче­ском смысле — это владение языковыми нормами (в про­изношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т. п.), а также умение пользоваться выразитель­ными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле — это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме­чательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и заве­щали нам бережно относиться к родному языку.

Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и сво­бодный русский  язык!» — писал

И. С. Тургенев.    Язык — явление  совершенно  осо­бенное в жизни человека. Важнейшее  средство обще­ния — язык — доступно каждому с детства и используе­тся постоянно каждым членом данного общества. Это создает у человека иллюзию, что он полновластный хо­зяин своей речи: кажется, что «мои» лингвистические вкусы, «мои» взгляды на язык и «мои» объяснения — объективная истина, обязательная для всех других. Здесь и кроется причина появления невежественных с точки зрения науки «открытий» и ходячих мнений.

Очень часто встречаются случаи, когда искаженный язык весьма активно пропагандируется средствами массовой информации, а также высокопоставленными чиновниками, которые допускают в своей речи  множество ошибок, не придавая этому абсолютно никакого значения,хотя роль языка в жизни общества огромна и воздействие он имеет очень сильное.

Неграмотностью также отличается современная русская музыка популярного жанра, на которую ориентируются незрелые подрастающие поколения. Со временем, бессмысленный набор слов, присущий многим песням, станет элементом общения молодежи.

Поэтому от нас зависит будущее русского языка.

В современной речи, к сожалению, часто встречаются отклонения от норм литературного языка.

В первую очередь к ним относится употребление бранных слов, что обедняет речь, делает ее   грубой и  некрасивой. 

Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью.  Но общество привыкает к таким словам, не пытаясь  их искоренить, так они становятся обыденным явлением в нашей речи. Мы  часто слышим их в автобусе, школе, парке и общественных местах, «вирус» проникает даже в источники массовой информации. Позволяют себе нецензурные выражения и некоторые общественные деятели  в прямом  эфире.

Следующая проблема — жаргонная лексика. Жаргонная лексика в устах молодежи — явление далеко не новое.

Психологической основой появления молодежных словечек, видимо, служит извечное стремление «детей» хоть в чем то противостоять себя «отцам», желание подчеркнуть свою взрослость, мнимую независимость поведения и суждений.

Возрастные различия в наборе слов были раньше, есть и теперь. Пожилой человек скажет деньги, у юношей это называется зелень, взрослые говорят автомобиль или машина, 

подростки — конь или телега, а иногда и тачка.

К жаргонной лексике относятся также слова «прикольно», «цивильно», «потрясно» и др. Некоторые молодые  люди не представляют свою речь без таких слов, считая их основой  своего общения. Каким же видит подросток современного человека? «шнобель» вместо носа, «лупы» вместо глаз, «грабли» вместо рук, а там, где рот вообще  «хлеборезка».

Еще одной проблемой русского языка является неправильное ударение в словах. Сложность и прихотливость русского ударения широко  известны. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры.

Часто достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове (например: мо´лодежь, мага´зин, изобре´тение, новоро´жденный, инстру´мент, доку´мент, про´цент, ко´клюш, а´тлет, ко´рысть, до´цент, по´ртфель, до´говор,   ба´ловать,  закупо´рить,

красив´ее), чтобы составить не слишком лестное мнение об его образовании.

А сколько ошибок в морфологии! Вот некоторые из них:

а) формы имён существительных И.п. мн. ч.; бухгалтерА, договорА, шоферА.

б) формы имен существительных Р.п. мн. ч.; чулкОВ, носОК, гектар, партизанОВ, туфЛЕЙ.

Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным.

Купите мне пару чулок и две пары носок.

Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.

Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

Собран большой урожай помидор.

Разделите все это на несколько равных доль.

Мы находились в самом большом  цеху завода.

Документы нужно представить к первому августу.

Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.

Ученик был способный к математике.

У мальчика появились и более худшие привычки.

Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

Комната низкая для такой мебели.

Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

Очень часто нарушаются синтаксические нормы.

Вот некоторые примеры:

Мать сильно беспокоилась за сына.

Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

Нельзя было смириться с недостатками.

К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

Мы наблюдали за солнечным затмением.

Мальчик бросил камнем в воду.

Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

Успокойтесь, выпейте воду.

В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

Ряд столов стояли посередине аудитории.

Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Бессмысленными связующими в предложениях нередко являются слова паразиты такие выражения, как «собственно говоря», «так сказать», «стало быть», «в принципе», «в общем то».  

Употребляя   иностранные   слова,   надо   быть   уверенными,   что   они понятны слушателю. Рекомендуется избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением, например: лимитировать-ограничивать, ординарный-обыкновенный, индифферентно-равнодушно, корректив-исправление, игнорировать-не замечать. Иностранные  вкрапления в  русском тексте  губят красоту  слов, рожденных в нашей стране.

Владение богатствами русского языка – важный показатель культурного уровня любого человека, независимо от его специальности. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке. Есть в этом и эстетическая сторона, так как русский язык – великое чудо культуры, созданное русским народом, его лучшими писателями и публицистами.

Путин отмечал, что русский язык является фундаментальной основой единства страны, формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство.

Одно из высказываний по данной теме на той встрече:

«Знать его, причём на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия.»

Оригинал работы:

Роль и значение русского литературного языка в современном обществе. Типичные ошибки в употреблении различных частей речи

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Курская область, Курский район, с.Глебово, д. 37

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ:

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Алтухова Марина Ивановна

Цели урока: подробно остановиться на синтаксических ошибках, являющихся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи; готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

Задачи урока:

1) формирование у учащихся лингвистической компетенции:

повторение определения языковой нормы, ее видов, определения грамматических ошибок, их видов; повторение некоторых синтаксических грамматических норм; закрепление умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки;

2) развитие умений

общеучебных (работа с теоретическим материалом),

интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)

специальных умений (знание языка предмета).

3) создание условий для воспитания культуры умственного труда (развитие умения ставить цели, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения грамматических задач).

Оборудование урока: классная доска классная доска, рабочая тетрадь, сборник Н. А. Сениной для подготовки к ЕГЭ, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационный этап.

  • Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:

  • «Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)

  • «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

  • «Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

  • Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?

  • А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

  • Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

  • Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» — ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

(Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основные признаки нормы: относительная устойчивость; общеупотребительность; обязательность.)

  • ЕГЭ – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками. Для успешной сдачи ЕГЭ вы должны знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета.

  • Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского литературного языка. Вспомним классификацию основных языковых норм.

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Морфологические нормы

Синтаксические нормы

Стилистические нормы

Нормы правописания

  • Сегодня на уроке мы продолжим разговор о языковых нормах, конкретную же тему урока назовем немного чуть позже.

  1. Работа по теме урока.

  • Целеполагание.

  • Как называется раздел языкознания, изучающий строй языка и его законы, включающий в себя морфологию и синтаксис? (грамматика)

  • Что изучают морфология, синтаксис?

  • Морфология — раздел грамматики, в котором слово изучается как часть речи.

  • Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания, простые и сложные предложения, тексты.

  • Таким образом, единицы морфологии являются строительным материалом для основной единицы синтаксиса – предложения.

  • Предположите, какова тема сегодняшнего урока.

  • Определите цели и задачи урока.

  • Сегодня мы действительно познакомимся с типичными случаями нарушения синтаксических норм и грамматическими ошибками в тестовых заданиях ЕГЭ.

  • Анализ языкового материала. Знакомство с типами синтаксических ошибок. (Коллективная работа)

  • Как вы считаете, что же такое синтаксические языковые нормы?

  • Давайте познакомимся с типами синтаксических ошибок.

  • Нам необходимо познакомиться с типами синтаксических ошибок, в приведённых примерах исправить ошибки и записать отредактированные предложения в тетрадь.

Типы синтаксических ошибок. (Раздаточный материал.)

Типы синтаксических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Работы были выполнены согласно плана.

Сразу по приезду в село все отправились в магазин.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью.

Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. 

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Изображая любой предмет,

художником создаётся точная его копия.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. 

Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного изучения родного языка».

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: примеры предложений

Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

  • Закрепление.

1.Устная работа с раздаточным материалом: найдите в предложении грамматическую ошибку, исправьте её. (Выполнение задания сопровождается показом фотографий памятников А.М. Горькому).

1) Памятники А.М. Горького можно встретить в различных городах России: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

2) Памятник А.М. Горького в Нижнем Новгороде является одним из самых любимых и почитаемых.

3) Многие из тех, кто бывали в Нижнем Новгороде, восхищались памятником.

4) Открытие памятника, созданного скульптором Верой Мухиной, состоялось 2 ноября 1952 года.

5) Памятник, установленный на четырехгранном постаменте, вырастающий из гранитной скалы, поднят высоко над площадью.

6) Памятник входит в число объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенный в Нижнем Новгороде.

7) Об истории создания памятника можно прочитать в газете «Нижегородской правде».

2. Работа в парах: укажите номера предложений с грамматической ошибкой.

1) Воздух был пропитан жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченными дождем.

2) Диск луны был велик, кроваво-красный.

3) Всех, кто видели это, оковал страх, — впервые при них так убивали женщину.

4) Боясь чего-то, осторожный человек наступил на гордое сердце ногой.

5) Когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес меня в горы.

6) Луна освещала не только ее сухие, потрескавшиеся губы, а также заостренный подбородок и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы.

7) Приказывая мне молчать, старуха вдруг замолчала сама, задумалась.

  • Из каких произведений М. Горького взяты строки

3. Работа с текстом.

Раздаточный материал

Распределить предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Ответы занести в таблицу.

Исправить ошибки и составить связный текст – домашнее задание.

А. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых (которым) можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

Б. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, а также (но и) нашей личности, нашей души, ума.

В. Язык – важнейшее средство общения, с помощью которого формируются (формируется) и выражается человеческая мысль.

Г. Общительные люди обаятельны, а те, кто не могут (не может) связать и двух слов, не интересны.

Д. Плохо выраженная мысль – это леность не только речевых усилий, а также (но и) леность мысли.

Е. Образец правильной и красивой речи мы находим в книгах, раскрывающим (раскрывающих) чудесный мир литературы и дающих ответы на многие вопросы.

Ж. Благодаря творчества (творчеству) писателей люди становятся добрее, щедрее душой, обогащают свою речь.

З. Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается (не сомневаются) в этом.

И. Все, кто любят (любит) русскую культуру и русскую речь, знают имена великих поэтов и писателей: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Й. И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, это клад, это достояние».

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

ОТВЕТ:

1

2

3

4

5

6

7

Ключ к заданию:

1

2

3

4

5

6

7

А, Ж

Г, З, И

Б, В, Д

Е

Й

  1. Знакомство с формулировкой задания 8 в контрольно-измерительных материалов в формате ЕГЭ. Работа в сборнике Н. А. Сениной.

  1. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Коллективная работа.

  • Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи

долларов

2) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.

3) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

4) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

5) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

6) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

9) Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

A

Б

В

Г

Д

  1. Подведение итогов изучения материала о синтаксических нормах.

  2. Рефлексия.

Достигли ли вы поставленных целей?

Что сегодня было для вас самым главным?

Что было самым трудным?

Что было интересным?

  1. Домашнее задание. Одно задание вы получили в ходе урока. Второе: задание

№ 8 в формате ЕГЭ.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток.

2) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, которые были посвящены творчеству Н.В. Гоголя.

3) По окончанию университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.

4) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

5) Толстой-публицист не только приобрел огромную известность в России, но и во всем мире.

6) Ю. Олéша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле.

7) Гулко пришлепывая сандалиями, взвилась на дороге пыль.

8) Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

9) Приём, который оказала Чайковскому публика на фестивале в Нью-Йорке в 1891 году, был радушным и искренним.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

A

Б

В

Г

Д

1. Выразительно прочитайте текст. Как вы понимаете это высказывание? Кто его автор? Попробуйте узнать автора по портрету. Проверьте свои предположения, обратившись к ресурсам Интернета.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык − этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.
2. Спишите текст, стараясь, где можете, объяснить постановку знаков препинания.
3. Обозначьте все словосочетания.
4. Выполните морфемный анализ двух глаголов и причастия.
5. Обозначьте в словах морфемы с буквами нн, объясните написание.
Задание рисунок 1

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §11. Словосочетание. Упражнение №63

Решение

1.
В высказывании И. С. Тургенева звучит призыв к бережному, почтительному отношению к русскому языку.
2.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык − этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! (Это восклицательное предложение, поэтому знак завершения − восклицательный знак. Первая запятая ставится между однородными членами *язык, русский язык. Тире ставится перед обобщающим словом «клад». Вторая запятая разделяет однородные дополнения «клад», «достояние». Третья запятая выделяет причастный оборот).*
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.
(В конце побудительного невосклицательного предложения ставится знак завершения − точка. Двоеточие ставится между частями сложного бессоюзного предложения, так как вторая часть поясняет первую).
3.
Словосочетания: берегите язык, наш язык, прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам, нашими предшественниками, переданное предшественниками, обращайтесь почтительно, обращайтесь с орудием, этим орудием, могущественным орудием, умелых руках, совершить чудеса.
4.
Берегите, обращайтесь, переданное.
5.
Слова с −нн−: переданное (в полных причастиях пишется −нн−), предшественниками (удвоенная согласная на стыке морфем), могущественным (суффикс прилагательного −енн− пишется с двумя буквами н).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ягуар 10 ошибка что это
  • Явные арифметические ошибки гпк это
  • Яндекс страница была перезагружена из за ошибки постоянно
  • Яндекс станция произошла какая то ошибка спросите позже
  • Ягодичный мостик со штангой ошибки при выполнении